Законодательство

Правовое обеспечение

Один из самых часто задаваемых вопросов в адрес нашей компании — легитимность с точки зрения законодательства. И это очень правильный вопрос, на который у нас всегда есть ответ! Ниже представлены пункты ФЗ, основываясь на которые можно с уверенность сказать: в нашей работе всё законно!

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014. N 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 18.01.2017. № 17 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008г. N 152».
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
  • Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  • Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29.07.2017 N 242-ФЗ.

Юридическое заключение

Согласно части 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в целях проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей работодатель вправе привлекать медицинских работников по гражданско-правовому договору либо вводить в штат должности медработников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Внедрение телемедецинских технологий при проведении компьютерных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров позволило выделить из глобального вопроса о самой возможности применения программно-аппаратного комплекса при проведении медосмотров, проблемные вопросы, отсутствие прямого регулирования которых действующим законодательством РФ, ведет к сомнениям относительно возможности заключения договора на проведение дистанционных работ (оказание дистанционных услуг), а именно:

— возможность проведения визуального осмотра с использованием программно-аппаратного комплекса;

— заверка путевых листов, в отсутствие введенной в оборот электронной формы путевого листа;

— использование субподрядной схемы при оказании услуг (выполнении работ) предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;

— меры по защите правоотношения

1. По вопросу о возможности заключения договора с использованием автоматизированных систем.

Как следует из положений ст. 6 ГК РФ, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ, который устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины. Также согласно этому закону, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнился статьей 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Согласно этой статье при оказании медицинской помощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедецинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.

1.1. Визуальный осмотр с использованием программно-аппаратного комплекса.

Пункт 10 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» содержит исчерпывающий перечень действий медицинского работника и работника организации при проведении медицинского осмотра, а именно:

— сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

— количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

— определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

Разработчиками (и поставщиками услуг) программно-аппаратного комплекса «Телемедик» объединены компьютеры, медицинские приборы, телекоммуникационная инфраструктура, позволяющая применять телемедицинские технологии в процессе проведения предсменных, предрейсовых и послесменных послерейсовых осмотров сотрудников. При дистанционном мониторинге, медицинские действия, названные в ст. 10 Приказа, производятся, а их результат фиксируется при помощи технического оборудования, используемого и при непосредственно проводимом медицинском осмотре (тонометр, алкотестер, веб-камера с микрофоном.

С помощью программно-аппаратного комплекса «Телемедик» сотрудники предприятий, занимающиеся грузопассажирскими перевозками, которым по закону необходимо проходить осмотр, перед сменой и после работы могут самостоятельно измерять собственные показатели с помощью медицинских приборов, подключенных к компьютеру. При этом, идентифицируется сам сотрудник, делается видеозапись всего процесса осмотра, информация вместе с полученными результатами замеров, временем их получения передается на рабочее место дежурному медицинскому работнику для принятия им решения о допуске или недопуске сотрудника к работе.

Если измеренные физиологические показатели человека соответствуют его индивидуальным параметрам, отсутствуют пары алкоголя в выдыхаемом воздухе, нет жалоб на самочувствие, медицинский работник допускает этого сотрудника предприятия к работе и подписывает ЭЦП документ (путевой лист). В противном случае выписывается направление в поликлинику на дополнительное обследование.

1.2. Заверка путевых листов, в отсутствие введенной в оборот электронной формы путевого листа.

В соответствии с п. 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Приказ) предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

В соответствии с п.14 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) пол работника;

4) дата рождения работника;

5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

8) подпись работника.

Как следует из п. 15 Приказа журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации.

Вместе с тем, законодатель разрешил вести Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров и на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом, вся информация о проведенных осмотрах сохраняется в базе данных, т.е. результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал, оформленный в установленном законом порядке. В электронной форме журнала фиксируются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника (п. 14 — 15 приказа).

Заверка указанных в журнале сведений производится усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Из системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод об отсутствии прямого законодательного запрета на проведение дистанционных предрейсовых и послерейсовых МО, однако, при этом на путевых листах должна стоять подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр и отвечающего требованиям, изложенным в п. 8 Приказа.

В отсутствие прямого законодательного регулирования, представляется возможным проставлять на путевых листах отметки, позволяющие однозначно аутентифицировать медицинского работника, проводившего медосмотр и его подпись, ссылаясь на надлежащее ведение Журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнала регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров на электронном носителе, заверку внесенных в них сведений усиленной ЭЦП.

1.3. По вопросу о возможности использования субподрядной схемы: работа с медицинским персоналом, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.11 № 323-ФЗ медицинская организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.

Подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.11 № 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.04.12 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе при проведении медицинских осмотров.

Таким образом, из приведенных норм следует, что юридическое лицо вправе осуществлять медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.

Согласно пункту 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.12 № 1006 платные медицинские услуги — это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

В силу пункта 2 статьи 779 ГК РФ правила Главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания медицинских услуг. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично (статья 780 ГК РФ).

Статьей 783 ГК РФ установлено, что общие положения о подряде (статьи 702 — 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Так, на основании пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, исходя из положений ГК РФ, в случае, если договор на оказание медицинских услуг предусматривает возможность привлечение третьих лиц, соответственно, организация вправе привлекать сторонние организации для оказания соответствующих услуг. В этом случае медицинские услуги фактически будут оказываться третьей стороной. Именно эти организации (субподрядчики) обязаны иметь лицензию на те виды услуг, которые они фактически будут оказывать.

Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой, свидетельствующей о том, что генеральные подрядчики, не имеющие лицензию, вправе для выполнения лицензируемых видов работ, услуг в адрес заказчика привлекать сторонние организации на основании договоров субподряда, при условии, что такие организации имеют соответствующую лицензию, и, что условиями договора подряда предусмотрена возможность привлечения к исполнению некоторых видов работ третьей стороны (Постановление 19 ААС от 05.02.2013. по делу № А64-6068/2012, Постановление 13 .ААС от 23.07.2010. по делу № А42-1292/2010).

Выводы по пунктам 1.1., 1.2., 1.3. справки:

Системное толкование приведенных норм права подтверждает отсутствие прямого законодательного запрета на проведение дистанционных предрейсовых и послерейсовых МО при условии соблюдения требований действующего законодательства:

— что МО будут проводиться медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

— что на путевых листах будут стоять подписи медицинского работника, проводившего медицинский осмотр и отвечающего требованиям, изложенным в п. 8 Приказа.

При применении программно-аппаратного комплекса достигаются все требования действующего законодательства, а именно:

— протоколизация (документирование) телемедицинского сеанса и последующее архивирование данных медосмотра;

— аутентификация консультанта и его подписи;

— техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;

— ответственность за достоверность информации, публикуемой на web-серверах;

— предоставление платных телемедицинских услуг.

Остались вопросы?
Напишите менеджеру и он ответит в ближайшее время!
Написать менеджеру
наверх